— Согласно международным данным, в настоящее время каждый восьмой ребенок подвержен состоянию чрезмерной тревоги. Оно проявляется в эмоциональном дискомфорте, ожидании неблагополучия, предчувствии грозящей неопределенной опасности. Состояние тревоги сопровождается рядом физиологических реакций, обусловленных активацией гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы и направленных на повышение готовности организма к активным действиям: учащением дыхания, снижением порога чувствительности, усилением сердцебиения, повышением артериального давления и уровня глюкозы в крови, учащением мочеиспускания, замедлением перистальтики кишечника.
При чрезмерном уровне тревоги наблюдается резкое снижение работоспособности, увеличивается риск обострения хронических заболеваний. Опасность и в том, что тревожное состояние со временем может трансформироваться в тревожное расстройство. В мире около трети подростков страдают тревожными расстройствами разной степени тяжести.
Среди причин, приводящих к чрезмерной тревожности, выделяют клинические, личностные и социальные.
- Тревожные состояния могут быть симптомами нарушения работы различных органов и систем, например, заболеваний эндокринной системы, органов дыхания, системы кровообращения.
- Наиболее уязвимы дети с тревожным характером, обусловленным особенностями работы нервной системы. Ребенка, склонного к повышенной тревожности, выделяют робость, неуверенность, заниженная самооценка, чрезмерная чувствительность к оценкам окружающих и низкая стрессоустойчивость.
- Тревожное состояние может быть результатом воздействия неблагоприятных социальных факторов. К наиболее сильным триггерам относятся кризис в семье (болезнь близкого, жестокое обращение), резкие изменения условий жизни, столкновение с экстремальной ситуацией.
- К хроническим стрессорам у детей относятся нарушение детско-родительских отношений, завышенные психофизические нагрузки, буллинг, негативное воздействие средств массовой информации, интернет-ресурсов.
Дети не всегда могут продуктивно использовать имеющиеся защитные механизмы, поэтому часто нуждаются в помощи специалистов (педиатров, психиатров, неврологов, психологов). Чрезвычайно важно взаимодействие родителей, медработников и педагогов. Совместная работа включает в себя определение оптимального режима психофизической нагрузки, мониторинг микроклимата в коллективе, просвещение детей в вопросах сохранения физического и психического здоровья, информирование о возможностях получения бесплатной психологической помощи в регионе.
В стрессовой ситуации при общении с ребенком, склонным к тревожным состояниям, взрослым следует быть очень внимательными и соблюдать несколько правил.
- Помните, что ваше психологическое состояние и отношение к ситуации являются для ребенка ориентирами. Беспокойство родителей может передаваться детям. Соблюдайте спокойный тон и щадящий режим информационной нагрузки, кратко объясняйте текущие события, избегайте негативных прогнозов.
- Поддерживайте максимально привычный образ жизни и режим дня. Он должен включать в себя умственную и физическую активность, домашние обязанности, общение с близкими и сверстниками, хобби, а также возможность побыть наедине с собой. Переключение внимания ребенка с тревожных переживаний на посильные интересные дела позволит снизить уровень стресса, укрепит уверенность в том, что в жизни все стабильно.
- Приучайте ребенка к систематическим водным процедурам и физкультуре. На нервную систему особенно благотворно влияют занятия в бассейне, долгие прогулки, спортивные игры.
- Поддерживайте теплый телесный контакт с ребенком, бережно относитесь к его чувствам, признавайте важность его переживаний и предоставляйте безопасное пространство для их выражения.
- Обучите ребенка доступным способам эмоционально-волевой саморегуляции. Подойдут психогимнастика, дыхательные практики, арт-терапия (лепка, рисование).