До изобретения антибиотиков люди оставались практически беззащитными перед инфекциями. Обыкновенная гнойная ангина могла спровоцировать тяжелые осложнения сердца и почек или привести к смерти.
Опасны были и любые хирургические вмешательства. Статистика американских госпиталей конца XIX века показывает: в 80% случаев у пациентов после операции развивалась гангрена, которая в 50% случаев заканчивалась смертью человека в послеоперационный период.
Именно открытие пенициллина Александром Флемингом признано одним из самых значимых достижений ХХ века. Однако еще до него в Х веке персидский ученый Ибн Сина (Авиценна), а затем и Парацельс в своих трудах упоминали использование плесневых грибов для лечения ран.
В 1896 году итальянский врач Бартоломео Гозио, изучая причины поражения плесенью риса, нашел вещество с антибактериальными свойствами. Следом французский ученый Эрнест Дюшен, понаблюдав, как арабские конюхи обрабатывают плесенью с седел раны лошадей, выяснил, что определенные виды плесневых грибов могут уничтожать палочку брюшного тифа. Дюшен настолько близко подобрался к открытию пенициллина, что спровоцировал споры о том, кто первым получил пенициллин.
Как бы там ни было, фактически антибиотик изменил ход истории, повлияв на выживаемость человечества: до его появления даже простая царапина могла вызвать гангрену и свести человека в могилу.