Если травмы у детей дошкольного возраста чаще всего — это результат недосмотра взрослых, то у школьников они являются следствием грубых шалостей, опасных игр, неумелого обращения с бытовыми предметами и т.д.
Самое большое количество травм отмечается у школьников — этому способствуют изменения образа жизни, связанные с поступлением в школу и снижением контроля со стороны взрослых.
«Самыми распространенными являются бытовые травмы, то есть, полученные во дворе, дома, во время игр и спортивных развлечений. Это падение с высоты, ранения острыми предметами; огнестрельные ранения из самопалов и пугачей; удары электрическим током»,- рассказали в Камчатском Центре общественного здоровья.
Второе место занимает транспортный травматизм. Несчастные случаи на улицах и дорогах лидируют среди причин смертности детей старше 4 лет.
Несчастные случаи на воде, которые учащаются во время летних каникул, являются следствием безнадзорности детей во время купания, неумения плавать, игнорирования правил купания, а также нарушения взрослыми правил безопасности на лодках и других плавательных средствах.
«Достаточно часто регистрируются и отравления среди детей. Причинами бывают различные ядовитые грибы, ягоды, различные растений, а также небрежно хранящиеся лекарства, ядохимикаты и др. Опыт показывает, что детский травматизм связан, в основном, с отсутствием у детей навыков правильного поведения в различных жизненных ситуациях, поэтому чаще всего травмируются ученики младших классов», — отмечают специалисты Центра.
В школе чаще всего травмы возникают во внеурочное время в классе, коридоре, во дворе. Большинство из них — результат отсутствия дисциплины у детей.
Несмотря на разнообразие травм у детей, причины из возникновения типичны: неблагоустроенность внешней среды; халатность; недосмотр взрослых; неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр или занятий спортом.
По мнению врачей-педиатров, возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.
«Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них. Работа родителей по профилактике травматизма должна идти в 2 направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и систематическое обучение детей основам профилактики травматизма», — напомнили в Центре.
Там добавили, что при этом важно не привить ребенку робость и страх, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.